Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Филиппок"( предшкольная подготовка)
01 сентября 2019
Дополнительная общеразвивающая программа
бесплатного кружка
«Филиппок»
(Программа предшкольной подготовки)
Руководитель кружка
Фролова Елена Александровна,
воспитатель Исетского детского сада «Солнышко»
филиала МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Пояснительная записка
Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 6-7-летнего возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.
Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в
школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,
различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что
в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Цель:
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Всестороннее развитие личности ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи:
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творчески способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать логическое мышление, внимание и память.
- Развивать речь.
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать учить правильно держать карандаш.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Методическое обеспечение
Занятия проходят в группе во второй половине дня, с использованием рабочей тетради «30 занятий для успешной подготовки к школе». Кружок посещают дети 6-7 лет. Длительность занятия – 25 - 30 минут.
Структура занятия
- Задания на развитие восприятия и внимания.
- Задания на развитие логического мышления.
- Закрепление знаний об окружающем мире.
- Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика
- Занимательные задания по обучению грамоте и математике.
- Работа в тетрадях в клеточку.
Условия реализации:
Систематическое проведение занятий.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество педагога с семьей.
Предполагаемые результаты
К концу посещения кружка «Филиппок» у детей будут сформированы следующие умения:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий, сформированы графические навыки.
- Ориентируется в пространстве.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
Учебный план занятий
Месяц / занятие |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Сентябрь 1 занятие |
Выполнение диагностических заданий на выявление уровня подготовленности детей. |
30 мин. |
2 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика «Семья» 2. Обведи картинки, названия которых есть звук А. 3.Обведи клеточки. 4.Обведи и раскрась. 5. Д/и «Узнай на ощупь геометрическую фигуру» |
30 мин.
|
3 занятие |
1.Д/и «Сосчитай на ощупь животных» 2.Раскрась картинку правильно (по образцу). 3. Сосчитай фигуры и напиши нужную цифру. 4. Дорисуй узор. 5. Фигурка из счётных палочек «Конверт». |
30 мин. |
4 занятие |
1. Пальчиковая гимнастика «Черепаха» 2.Найди и раскрась двух одинаковых котят. 3.Раскрась лишний цветок. 4.С какого дерева листок? Проведи стрелки. 5.Догадайся, кто что любит. |
30 мин. |
Октябрь 1 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Мяч». 2. Игра «Чудесный мешочек». 3.Найди два одинаковых грибочка и раскрась их. 4.Соедини картинки. 5.Домашние и дикие животные. |
30 мин.
|
2 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». 2.Обведи картинки, названия которых начинаются с гласных звуков красным цветом, а с согласных – синим. 3.Сосчитай фигуры и напиши нужную цифру. 4. Дорисовка узора. 5.Приведи машину к финишу. |
30 мин. |
3 занятие |
1. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Черепаха» 2.Найди и раскрась двух одинаковых цыплят. 3.Раскрась лишний предмет. 4.С какого дерева ветка? Проведи стрелки. 5.Догадайся, кто что любит. |
30 мин. |
4 занятие |
1.Д/и «Узнай на ощупь фигуру животного» 2.Раскрась гласные буквы красным цветом, а согласные – синим. 3. Сосчитай фигуры и напиши нужную цифру. 4. Дорисовка узора. 5. Фигурка из счётных палочек «Машина». |
30 мин. |
Ноябрь 1 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Ёжик» 2.Найди такой же предмет. 3. Найди и дорисуй недостающие предметы. 4.Соедини название цветка с элементами. 5.По какой дорожке заяц дойдёт до морковки. |
30 мин. |
2 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика «Семья» 2. Обведи картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом, а на согласный – синим. 3.Допиши пропущенные числа. 4.Обведи и раскрась. 5. Д/и «Узнай на ощупь фигуру животного» |
30 мин. |
3 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Капустка» 2.Соедини одинаковые предметы линиями и раскрась. 3.Найди закономерность и нарисуй следующие фигуры. 4.Зимние предметы раскрась синим цветом, а летние – жёлтым. 5.Штриховка по образцу. |
30 мин. |
4 занятие |
1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 2.Соедини картинки и звуки, на которые начинаются их названия. 3.Соедини цифры и соответствующее им количество предметов. 4. Дорисовка узора. 5. Фигура из счётных палочек «Лодочка». |
30 мин. |
Декабрь 1 занятие |
1.Найди одинаковые фрагменты изображения и обведи их. 2.Найди пару к каждому предмету, соедини их стрелками. 3.Что вначале, что потом? Расставь цифры по порядку. 4. Пальчиковая гимнастика «Листья» 5.Помоги рыбаку поймать рыбку. |
30 мин. |
2 занятие |
1.Соедини между собой картинки, названия которых названия которых начинаются на один и тот же звук. 2. Соедини числа и соответствующее им количество предметов. 3. Дорисовка узора. 4. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Ёжик». 5.Помоги мишке добраться к малине, а пчёлке к цветку. |
30 мин. |
3 занятие |
1.Расставь значки в соответствии с цифрами. 2. Расположи фигурки так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке. 3. Дорисуй в каждом ряду предмет, который относится к той же группе, что и остальные. 4.Обведи рисунок по точкам и раскрась. |
30 мин. |
4 занятие |
1.Соедини картинки и звуки, на которые заканчиваются их названия. 2. Напиши «соседей» чисел. 3. Выполни штриховку. 4. Помоги лодке причалить к острову. 5. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». |
30 мин. |
Январь 1 занятие |
1.Нарисуй точки в соответствии с образцами. 2.Нарисуй в пустой клеточке подходящий квадрат. 3. Кто что ест? Нарисуй для этих зверей их пищу. 4. Фигурки из счётных палочек «Санки». |
30 мин. |
2 занятие |
1.Соедини между собой картинки, названия которых заканчиваются на одинаковые звуки. 2.Нарисуй рядом на одну фигуру больше. 3.Повтори рисунок. 4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся» 5. Графический диктант «Змея» |
30 мин. |
Февраль 1 занятие |
1.Пройди лабиринт. 2.Что должно быть в пустой клетке? Нарисуй правильный ответ. 3. Распредели по порядку и расставь цифры. 4. Из каких гаражей выехали машины? 5. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Игрушки» |
30 мин. |
2 занятие |
1.Какая картинка лишняя? Обрати внимание на первый звук. 2. Нарисуй рядом на одну фигуру меньше. 3. Повтори рисунок. 4. Пальчиковая гимнастика «Домик» 5. Раскрашивание |
30 мин. |
3 занятие |
1.Найди и отметь фрагменты изображения. 2. Найди ошибки в составлении бус. Вычеркни лишние бусинки. 3.Соедини названия предметов с обобщающими словами. 4. Самомассаж карандашами. 5. Фигурки из счётных палочек «Звезды», «Флажок». |
30 мин. |
4 занятие |
1.Какая картинка лишняя? Обрати внимание на последний звук. 2.Нарисуй рядом столько же фигурок. 3.Дорисуй домик. 4. Пальчиковая гимнастика «Мама, мама…» 5. «Ножницы потерялись» (фигура человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги) |
30 мин. |
Март 1 занятие |
1.Дорисуй у каждого грибочка шляпку, а у цветочка – серединку. 2.Раскрась две одинаковые фигуры. 3.Соедини название профессии с подходящим предметом. 4. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Раз-два-три-четыре-пять» 5. Штриховка в разных направлениях. |
30 мин. |
2 занятие |
1.Напиши рядом с картинкой букву, на которую начинается слово. 2.Расставь знаки: больше, меньше, равно. 3.Повтори рисунок. 4. Пальчиковая гимнастика «Весна» 5. Раскрашивание |
30 мин. |
3 занятие |
1.Зачеркни по образцу. 2. Зачеркни в каждом ряду лишнюю фигуру. 3.Соедини части тела бабочки с их названиями. 4. Пальчиковая гимнастика «Мы писали» 5. Весёлые задачи |
30 мин. |
4 занятие |
1.Напиши рядом с картинкой буквы, на которые заканчиваются слова. 2.Расставь знаки: больше, меньше, равно. 3.Повтори рисунок. 4. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь». 5. Дорисовать картинку в зеркальном отражении. |
30 мин. |
Апрель 1 занятие
|
1.Найди точно такую же фигуру, как слева. 2.Нарисуй фигурки, которые пропущены. 3.Раздели предметы на три группы. Обведи каждую группу. 4. Игра ладонями. 5. «Корм для птиц» (сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха). |
30 мин. |
2 занятие |
1.Расскрась только те картинки, в названиях которых есть звук «С». 2. Расставь знаки: больше, меньше, равно. 3. Повтори рисунок. 4. Д/и «Звездное небо». 5. Фигурки из счётных палочек «Звездочка», «Ракета». |
30 мин. |
3 занятие |
1.Найди образец и дорисуй. 2.Найди закономерность и дорисуй недостающую фигуру. 3.Дорисуй предметы в каждом ряду. 4. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Мальчик – пальчик» 5. «Витаминный завод» (вырезание кругов из квадратных заготовок) |
30 мин. |
4 занятие |
1.Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук «К». 2.Напиши, как по-разному можно составить эти числа. 3.Дорисуй узор. 4. Пальчиковая гимнастика «Цветки» 5. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку». |
30 мин. |
Май 1 занятие
|
1.Перенеси фигурки на новые места. 2.Нарисуй предметы, так как скажу. 3.Соедини листья с названиями. 4. Головоломки. 5. Пальчиковая гимнастика «Флажок». |
30 мин. |
2 занятие
|
1.Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук «У2. 2. Напиши, как по-разному можно составить эти числа. 3. Повтори рисунок. 4. Обвести рисунок по точкам. 5. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Пальчики». |
30 мин. |
3 занятие
|
1.Обведи одинаковые снежинки красным цветом, не одинаковые – синим. 2.Раскрась фигурки в разные цвета так, чтобы квадрат лежал на круге, а треугольник – под прямоугольником. 3.Соедини названия предметов с подходящей группой. 4.Обведи рисунок по точкам и раскрась. 5.Пальчиковая гимнастика с Су- Джок «Родные братья». |
30 мин. |
4 занятие
|
1.Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук «Ы». 2.Дорисуй столько точек, чтобы их количество соответствовало числу. 3.Дорисуй кораблики. 4. Рисование по контуру сказочного героя. 5. . Весёлые задачи. |
30 мин. |
Список литературы:
- Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. ОАО «Дом печати – ВЯТКА» - 30 занятий для успешной подготовки к школе.
- Дошкольные прописи в линию.
- Картотека пальчиковых игр.
- Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.